Ю. В. Трубинов

Автобиографическая справка

Я, Юрий Викторович Трубинов, родился 15 мая 1939 г. в городе Соликамске Пермской области, в семье служащего В.П. Трубинова (1907–1977) и домохозяйки А. В. Трубиновой (1909–2004).

По завершении в 1956 г. среднего образования два года работал художником-оформителем на Соликамском калийном комбинате и магниевом заводе.

В 1958 г. призван на военную службу. В год призыва поступил на курсы заочного обучения по отделению рисунка и живописи в Центральный дом народного творчества (позднее ― Народный университет культуры) в Москве, которые закончил в 1960 г., находясь на армейской службе в г. Спасске-Дальнем. В армии занимался оформительской работой, организовывал выставки работ самодеятельных художников войсковой части, сам участвовал в них.

После демобилизации в 1961 г. поступил в Ленинградский (ныне Санкт-Петербургский) государственный университет на кафедру истории искусства исторического факультета (окончил в 1966 г.). Одновременно с учебой в Государственном университете занимался на факультете фотокорреспондентов-общественников в Университете культуры при Дворце культуры им. Кирова на Васильевском острове (1962–1963), участвовал в творческих отчётах, публиковал фотографии в газетах и журналах. В 1966 г. принял участие в 12-й отчётной выставке фотолюбителей города и области в Выборгском дворце культуры (удостоен трёх дипломов).

Среди моих учителей и научных руководителей в Государственном университете были проф. М. И. Артамонов, доц. В. Я. Бродский, доц. Э. П. Вержбицкая, доц. А. Н. Немилов, проф. М. А. Гуковский, проф. Л. Н. Гумилёв, ст. преп. Ю. М. Денисов, доц. Т. П. Знамеровская, проф. М. С. Каган, проф. Н. Н. Калитина, проф. Д. С. Каллистов, проф. М. К. Каргер, проф. К. М. Колобова, проф. И. С. Кон, проф. В. В. Мавродин, проф. С. Б. Окунь, проф. Э. Д. Фролов, проф. А. Л. Шапиро. Археологическую практику проходил в Новгородской экспедиции под руководством проф. М. К. Каргера и в Астраханской экспедиции под руководством проф. Л. Н. Гумилёва, а экскурсионную — от городского экскурсионного бюро на островах Валаам, Кижи и на теплоходе ― по Великим озёрам.

По окончании университета принят на работу в Специальные научно-реставрационные производственные мастерские (последовательно реорганизованные в ПСО «Реставратор» и институт «Ленпроектреставрация») на должность старшего научного сотрудника. Основанием для такой специализации послужило приобщение к русской старине в родном Соликамске, богатом памятниками каменного зодчества конца XVII — начала XVIII вв., наблюдение там за работой мастеров Пермских реставрационных мастерских в мои школьные годы, разработка в университетские годы темы истоков и особенностей соликамского зодчества, с защитой диплома по этой теме. Закономерным продолжением изучения этой темы, но уже на столичном уровне, с практическим применением знаний и приобретением всестороннего опыта работы явилось многолетнее участие в реставрации Меншиковского дворца на Васильевском острове, где приходилось заниматься как натурными исследованиями (зондированием кладки стен, археологическими раскопками, графической и фотофиксацией, обмерами), так и архивными изысканиями с составлением научных отчётов, исторических справок и публикаций.

Общение с опытными коллегами — научными сотрудниками (Н. В. Попова, М. Г. Колотов, И. Г. Блэк, Л. В. Хайкина), признанными архитекторами-реставраторами (И. Н. Бенуа, А. Э. Гессен, В. М. Савков, А. А. Кедринский, М. М. Плотников) обогащали опыт историко-архивной и реставрационной практики.

Мой вклад в реставрацию дворца Меншикова дважды отмечен памятными медалями Берёзовского благотворительного фонда памяти светлейшего князя А. Д. Меншикова (1998, 2003). Опыт работы по изучению истории и натурным исследованиям Меншиковского дворца обобщён мною в книге «Палаты светлейшего князя Меншикова» (СПб., 2003), где ряд страниц уделён, в частности, анализу обнаруженного в ходе реставрации живописного плафона Орехового кабинета.

В дальнейшем в орбиту исследований были включены и другие памятники архитектуры Петербурга и пригородов, из которых достаточно упомянуть Строгановский и Мраморный дворцы, Казанский и Сампсониевский соборы, храм Воскресения Христова (Спас на Крови) и храм Богоявления Господня на Гутуевском острове, Гатчинский дворец и в г. Пушкине Певческую водонапорную башню. В творческом содружестве с главным специалистом большого реставрационного коллектива «Ленпроектреставрация» М. Г. Колотовым (ныне — научный консультант Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор») был выполнен ряд совместных научных исследований по монументально-декоративной живописи XVIII–XIX вв. Петербурга, опубликованных в журналах и сборниках. Это сотрудничество продолжается и в настоящее время.

По материалам исследований памятников архитектуры, истории и культуры Санкт-Петербурга и пригородов, а также других регионов России, мною сделано 122 публикации [по состоянию на декабрь 2010 г.], в том числе четыре книги (библиография прилагается).

Мои графические работы (архитектурные фиксации, реконструкции) используются разными авторами книг и статей (напр., С. П. Заварихиным в кн. «Явление Санктъ-Питеръ-Бурха» [СПб., 1996], И. Н. Бенуа и И. Н. Зубковой в ст. «Реставрация Строгановского дворца» [сб. Европа-Петербург: Изучение, реставрация и реновация памятников архитектуры. СПб., 1997], А. А. Кедринским в кн. «Основы реставрации памятников архитектуры» [М., 1999], Е. П. Борзовой в кн. «История мировой культуры» [СПб., 2001] и др.).

Мой фоторепортаж «Меншиковский дворец», представленный на фотоконкурс «Отечество-80», удостоен диплома Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) за лучший фоторепортаж. В 1982 г. я удостоен диплома Госгражданстроя за консультирование документального кинофильма «Рядом с реставратором» (Леннаучфильм, режиссер М. М. Клигман, 1981). Популяризаторская деятельность осуществлялась мною в чтении лекций и докладов в кинотеатрах, домах культуры, школах, научно-исследовательских институтах, на конференциях в Эрмитаже, Русском музее, Союзе архитекторов («Петербургские чтения»).

С 1986 по 1988 гг. я занимал должность начальника научно-исследовательского отдела Производственно-строительного объединения «Реставратор». После реорганизации проектно-сметного отдела Объединения в институт «Ленпроектреставрация» вернулся на должность старшего научного сотрудника. Отмечен по работе почётными грамотами, медалью ВДНХ СССР (1984), награждён медалью «Ветеран труда» (1987).

В 1994 г. перешел на аналогичный профиль работы в Государственный Русский музей на должность старшего научного сотрудника в филиал ГРМ «Строгановский дворец». За время работы в Строгановском дворце выполнил ряд научных публикаций в сборниках, издал альбом «Строгановский дворец» (1995) и одноименную книгу (1996).

С 1 февраля 1998 г. переведён в филиал ГРМ «Мраморный дворец» на должность заведующего сектором изучения и хранения здания-памятника и его коллекций.

В декабре 2008 года, в связи с реорганизацией научной части ГРМ и упразднения должности заведующего сектором, принят на должность старшего научного сотрудника сектора изучения истории «Мраморного дворца» нового отдела изучения истории дворцов, где работаю по настоящее время.

Общественная работа: председатель первичной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Специальном научно-производственном объединении «Реставратор» (1970–1979), член Добровольной народной дружины (1974-1984), член президиума Научно-реставрационного совета института «Ленпроектреставрация» с 1986 по 1994 г. (в 1983–1987 — секретарь этого Совета), зам. председателя правления (1973–1983) и затем председатель правления (1983–1987) Жилищно-строительного кооператива № 668 в Санкт-Петербурге.

Женат. Жена — Рязанова Нина Петровна, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры. Сыновья: Ярослав (1968 г. рождения) и Пётр (1974 г. рождения) живут самостоятельными семьями.

 

Февраль 2011 г. Ю. В. Трубинов